Информационно - краеведческий час: "Воронеж - город Петра"
В этом году исполнилось 350 лет со дня рождения императора Пётра Первого. Воронеж – колыбель русского флота, наравне с городом Санкт – Петербург, считается «петровским» городом. Подтверждают это достопримечательности города: Петровский сквер, памятник Петру I, петровские бани; ботанический сад, заложенный Петром; Успенская Адмиралтейская церковь, где пел Петр I; корабль – музей «Гото Предестинация», ВГАУ имени императора Петра I, торгово-развлекательный комплекс «Петровский пассаж», магазины – ларьки – торгово-развлекательные центры под вывеской «Петровский»…
В поисках выхода к Азовскому морю в 1696 в Воронеже по приказу и при личном участии Петра I было начато строительство боевых кораблей. Воронеж был выбран им, так как край был богат лесом и из города есть выход по реке к Азовскому морю.
С 1696 по 1722 годы император 13 раз приезжал в Воронеж и провёл здесь в общей сложности около 500 дней.
До приезда царя Воронеж был среднестатистическим приграничным городом-крепостью. С приездом Петра и строительством флота крепость стала меняться: тихий городок превратился в промышленный центр. Рабочих нужно было обеспечивать продовольствием, что привело к бурному развитию торговли.
При Петре I город стал центром кораблестроения. В 1696–1711 годах здесь были выстроены цитадель, цейхгауз, дворец Петра, дома сподвижников царя. В городе появилась Немецкая слобода, населённая иностранными мастерами. В Воронеж съехались голландцы, англичане, венецианцы, датчане. Все они говорили на разных языках. Имели разную культуру и вероисповедание. Пётр создал на базе Воронежа площадку толерантности, учил горожан общаться и работать с иностранцами. Слово «Воронеж» стало известно в Европе.
Население города в петровское время выросло с 10 до 50 тыс. человек. В 1715 году Воронеж стал центром Азовской, в 1725 — Воронежской губернии.
Кораблестроение в городе продолжалось 15 лет. А затем строительство флота стало затухать, мастера разъезжались. Наращивали силы Санкт-Петербург и Балтийский флот, и мастера уезжали туда. В истории Воронежского края преобразовательная деятельность Петра I оставила очень заметный след.
Интересны исторические факты:
- Петру город не очень понравился, он сказал, что в Воронеже «много пустопорожних мест». Растрата пространства (здания могли располагаться с интервалами в километр) царя напрягала;
- Воронеж в ту пору был ограждён двойным частоколом. В зазор между первой и второй стеной насыпали всякой гадости, чтобы «поганы половцы», разобрав первую стенку, вляпались в кучу мусора и ушли восвояси;
- Петру не нравились местные дороги. Он велел отстроить их должным образом и сделать так, чтобы через каждые 20 – 30 вёрст были постоялые дворы, где можно было поменять лошадь;
- Во времена строительства флота смертность достигла высокого уровня. Люди умирали большей частью из-за антисанитарии. Там, где сейчас Чижовка устроили кладбище для иностранцев. Чуть дальше от него хоронили русских. Поэтому, когда кто-то умирал, говорили, что он «отправился в Голландию»;
- В 1623 году был построен в Воронеже Покровский женский монастырь. Учреждение было богатое: монастырь владел рекой Хворостань с прилегающими угодьями. Пётр забрал себе часть крепости – на нужды набирающей обороты кораблестроительной отрасли. А ещё он запретил постригать в монахи женщин до 30 лет. Всем обитательницам монастыря не разрешалось «бесцельно шляться по городу»: чтобы не отвлекать строителей флота от их прямых обязанностей;
- Во время строительства военного флота в Воронеже Петр I распорядился в 1701 году основать на берегу реки Воронеж сад из "заморских" деревьев, кустарников и цветов. "Государев сад", основанный в Воронеже в 1701 году, и по дате основания, и по обширности площади, и по назначению есть первый ботанический сад в России;
- На острове в середине реки Воронеж (сейчас там турбаза) царь построил адмиралтейство. Соорудили склад боеприпасов, поставили часовню. В часовне поместили первые в истории Европы гигантских размеров часы, перевезенные позже в Павловск;
- Всем кораблям Пётр лично придумывал название, герб и девиз. Существовал корабль под названием «Воронеж». Герб для него Пётр Iпридумал странный: три бугра и три пальмы. Девиз судна тоже звучал неоднозначно – «Со временем». Скорее всего, девиз символизировал большие перспективы, которые Пётр прочил городу;
- Для строительства галер в Воронеже, государь приобрёл в Голландии галеру, разрезал её, по частям перевёз в Россию. Срисовал лекала, по которым ориентировались местные строители. Нередко на изготовление какой-либо детали специализировались целые населённые пункты. В Воронежской области и по ныне существуют сёла с названиями: Пузатка, Боковина – понятно, чем именно их жители помогали строительству российского флота;
- В строительстве кораблей император принимал непосредственное участие. В 1696 году царь совместно с русскими рабочими построил величественный корабль «Гото Предестинация», что в переводе с латыни обозначает «Божье предвидение». Корму украсили фигурой молящегося Петра I. «Гото Предестинация» стала первым судном в российском флоте, созданным исключительно русскими мастерами без малейшего участия иностранцев;
- Современный корабль "Гото Предестинация" появился в 2014 году. Конструктивные отличия от подлинника: стальной низ корпуса, отсутствует киль, установлен дизельный двигатель, современная копия вооружена 32 пушками из них 8 могут стрелять, на оригинале их было 58 орудий. Корабль-музей стал украшением набережной и популярным местом у жителей города и туристов. На корабле проводятся экскурсии, которые помогут точнее ощутить петровскую эпоху. В экспозиции музея более 700 экспонатов это элементы снаряжения, вооружения, инструменты для обслуживания орудий, предметы быта матросов и офицеров, монеты, кухонные принадлежности, посуда, восковые фигуры моряков. Музей на воде, поэтому все экспонаты копии, оригиналов нет;
- Через 30 лет после смерти царя воронежский губернатор Бегичев решил увековечить память Петра I. Разработали проект: поставить памятник, сделать аллею, превратить часть города в культурно – просветительскую зону. Собрали деньги, но пока возились с планом, деньги разворовали…;
- Через 15 – 20 лет был назначен новый губернатор, который также проникшийся идеей создания такого монумента. Именно он и довёл данную затею до конца. В 1860 году под залпы артиллерии и в окружении торжественно выстроенного полка Петровский сквер получил свой памятник, посвящённый величайшему из царей России Петру І. Он был оформлен розовым гранитом, и возле него расположены пять корабельных орудий;
- В годы Великой Отечественной войны статую монумента немцы отвезли в Германию и впоследствии переплавили. В 50-е годы 20-го века на данном месте был установлен новый памятник, создателем которого был московский скульптор и архитектор Н. Гаврилов;
- Несколько раз преображался и переделывался Петровский сквер. Последняя реконструкция была уже в 2007 году, когда возле данного места строился торгово-развлекательный центр «Петровский пассаж»;
- Петровский сквер в Воронеже - одно из самых посещаемых и любимых горожанами мест. Это не только красивейший уголок отдыха, но и памятник природы областного значения площадью 0,5 га в центре города. ... Именно сюда приходят местные жители — те, кто хочет отдохнуть после тяжелого трудового дня, а также — влюбленные, чтобы побыть наедине или сделать фото на память. Петровский сквер уникален, также как уникальна его история.