Информационный урок: "Гражданская оборона: история и современность"
Гражданская оборона – это система мероприятий по защите населения, материальных и культурных ценностей не только от опасностей военного времени, но и от опасностей, возникающих при чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и террористического характера.
С детства хорошо знакомые слова «гражданская оборона» тесно связаны со всем, что касается безопасности жизнедеятельности человека в условиях постоянного риска экстремальных и военных угроз.
Защита гражданского населения в ходе вооруженного противоборства была одной из самых важных задач на протяжении всей истории человечества. В советский период все граждане СССР были готовы к «проискам империализма», даже, в том числе, к ядерной войне. Создавались бомбоубежища, проводились учения, в которых участвовали не только взрослые граждане нашей страны, но и младшие школьники. Все мероприятия выполнялись в рамках ГО – гражданской обороны.
Историки подсчитали, что за последние пять с половиной тысячелетий на планете прогремели около 15 тысяч войн, в которых погибло более трех с половиной миллиардов человек. А за всю свою историю человечество прожило всего 292 года без вооруженных конфликтов.
Началом пути Гражданской обороны в нашей стране считается март 1918 года. Изданное Комитетом революционной обороны воззвание "К населению Петрограда и его окрестностей" устанавливало правила поведения населения в условиях воздушного нападения и явилось первым документом, определяющим мероприятия гражданской обороны.
Исторической датой создания Гражданской обороны в России является 4 октября 1932 года, когда Совнарком СССР утвердил Положение о противовоздушной обороне территории Союза ССР. Этот документ послужил основой для создания организации, призванной решать сложные и ответственные задачи по защите населения и экономики страны от нападения противника с воздуха.
Эволюция и технический прогресс, помимо пользы, подвергают гражданское население еще и опасности. Статистика погибших на протяжении XX века гражданских лиц свидетельствует, что если в Первую Мировую их процент равнялся пяти, то во время Второй Мировой цифра выросла в десять раз, а во время военных действий во Вьетнаме дошла до 90%.
Государство во все времена принимало на себя обязанности осуществлять оборонные действия в случае угроз со стороны иностранных захватчиков. По мере совершенствования и роста разнообразия видов оружия, а также – стратегических и тактических технологий, возникла необходимость привлечения гражданского населения к участию в оборонительных мероприятиях.
Ещё в дореволюционном Петрограде в 1918 году задачами данного вида деятельности становились следующие мероприятия:
- организация обучения населения действиям во время бомбежек (тушение пожаров, укрытие в убежищах, оказание первой медицинской помощи);
- подготовка запасов топлива для детских учреждений;
- изучение возможностей эвакуации нетрудоспособных граждан;
- организация восстановительной деятельности коммунальных служб, разборка завалов;
- освоение основ дегазации;
- захоронение тел.
Многие функции добавились с началом II Мировой войны. В ее начале более 200 законодательных актов, направленных на совершенствование структуры МПВО утвердили правительство совместно с Госкомобороны.
Основными мероприятиями МПВО было осуществление ликвидации очагов возгорания, необходимая помощь раненым, предупреждение населения о скорых воздушных налетах. Когда была оборона Москвы (1941-1942 г.) люди входящие в МПВО обезвредили около 40 тысяч зажигательных бомб, ликвидировали свыше 2 тысяч пожаров и 3 тысячи крупных аварий, спасли большое количество людей из завалов. Только в Москве силы МПВО насчитывали 650 тысяч человек.
Российская организация ГО претерпела значительные изменения в июле 1961 года, когда стала реальной ядерно-ракетная угроза. Масштаб функционирования возрос до общегосударственного, структура действия распространилась на все территории страны. Необходимо было решать, какие меры способствуют эффективной эвакуации людей и их спасению в тех случаях, когда оружие массового поражения будет применено.
Трагедии в Чернобыли и Спитаке потребовали активного участия всех структурных единиц ГО СССР в экстремальной ситуации. Стремительно изменялись нормативные акты и рекомендации по дальнейшей оптимизации деятельности отрасли.
Дальнейшее становление и развитие гражданской обороны, соотносится с изменением общеполитической системы страны. Распад Союза совпадает с ликвидацией существующего формирования и последующим возникновением Гражданской Обороны Российской Федерации (1996 год) уже в новом облике. Указ Президента Российской Федерации «Вопросы гражданской обороны Российской Федерации» дает информацию по контрольным показателям численности и состав войск, определяет возможности доукомплектования.
Структурные изменения в корне изменили статус ГО: из структуры корректирующей направленности она становится контролирующей структурой.
Дальнейшие изменения в тактике и стратегии разрешения военных конфликтов (появление высокоточного инфразвукового оружия, беспилотников, роботизированных морских судов и так далее) стали толчком для последующих преобразований в системе ГО РФ.
Сегодняшние перспективы и задачи дальнейшего развития данной деятельности определены Указом Президента РФ № 696.
В последние годы Россия особенно активно сотрудничает с Международной организацией ГО по таким направлениям, как сбор и анализ данных о масштабных ЧС, мониторинг и прогнозирование потенциальных угроз, дистанционное обучение специалистов.
Силами Гражданской Обороны являются:
- специальные воинские формирования;
- подразделения пожарной службы;
- аварийно-спасательные службы;
- нештатные формирования ГО.
При наступлении чрезвычайной ситуации на подмогу к силам ГО по решению Президента РФ направляются штатные воинские формирования.
Задачи органов местного самоуправления:
- проводить мероприятия по ГО, в том числе – подготовку населения;
- поддерживать в работоспособном состоянии системы оповещения населения и проводить оповещение в случае необходимости;
- выполнять мероприятия по подготовке населения и материальных ценностей к эвакуации при возникновении ЧС;
- подготавливать предприятия к работе в условиях ЧС;
- обеспечивать хранение запасов продуктов, средств индивидуальной защиты, медицинских принадлежностей и медикаментов;
Задачи организаций:
- проводить внутренние мероприятия по ГО, в том числе – по подготовке своих сотрудников;
- подготавливать свое предприятие к функционированию в условиях ЧС;
- создавать и содержать материальные и продуктовые запасы на случай ЧС;
- организации, отнесенные к опасным производствам, создают свои нештатные аварийно-спасательные формирования, а также поддерживают в готовности средства локального оповещения о ЧС;
Граждане:
- проходят подготовку по ГО;
- участвуют в мероприятиях по ГО.
От простых граждан требуется выполнять все требования государственной и исполнительной власти при наступлении чрезвычайной ситуации. Это позволит не поддаться панике при наступлении ЧС.
Созданы специальные инструкции по эвакуации, выживанию в экстремальных условиях и т.д. Требуется лишь тщательно выполнять предписания.
И еще: читайте инструкции действий в различных чрезвычайных ситуациях. Они, как правило, размещены в визуальной доступности в общественных местах, в организациях и т.д.
Имея хотя бы минимальные знания, можно спасти себя, своих близких и просто незнакомых людей. Взаимная помощь в трудной ситуации – это то, что спасет человечество от вымирания.