24 мая Россия отмечает День славянской письменности и культуры. Это праздник просвещения, родного слова, родной книги, родной культуры и литературы. Праздник, приуроченный ко дню памяти святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, славянских просветителей, создателей славянской азбуки, проповедников христианства, первых переводчиков богослужебных книг с греческого на славянский язык. День славянской письменности и культуры – церковно-государственный праздник, отмечается как в России, так и в некоторых других славянских странах.
30 января 1991 года Президиум Верховного Совета РСФСР принял Постановление о ежегодном проведении Дней славянской письменности и культуры. С 1991 года государственные и общественные организации стали проводить Дни славянской письменности и культуры совместно с Русской Православной Церковью.
О Крещении Руси, развитии русской культуры, истоках славянской письменности, зарождении письменности можно прочитать на страницах книг:
Манягин, В. Святые равноапостольные Кирилл и Мефодий/ В. Манягин. – Москва: Издательство «Книжный мир», 2018. – 320с.
В истории нашего Отечества есть две великие даты – рождение церковнославянской письменности, сотворенной святыми равноапостольными Кириллом и Мефодием и появление первой печатной книги, созданной усилиями великого энтузиаста своего дела Иваном Федоровым.
Трудно найти русского человека, который не слышал о святых Кирилле и Мефодии. Солунские братья навсегда вписали свои имена в историю не только славянских, но и других народов Европы и Азии, которые, будучи вовлечены в орбиту Великой России, получили от нее национальную письменность, так или иначе связанную с кириллицей.
Но святые братья были не просто создателями церковнославянской письменности. Они почитаются православными как святые равноапостольные «учители словенские».
В книге историка и писателя Вячеслава Манягина рассказывается об истории русского слова и русской книги и о том, какой величайший вклад внесли в их развитие Солунские братья Кирилл и Мефодий и славный продолжатель их дела – Иван Федоров сын Москвитин.
Воскобойников, В.М. Великий князь Владимир, равноапостольный святой / В.М. Воскобойников. – Санкт Петербург: Лицей, 1994. – 31с.: ил. Великий князь новгородский, затем киевский Владимир Святославович - православный святой - на протяжении своей жизни способствовал объединению Древнерусского государства. В 11 веке совершил Крещение Руси. За это Русская православная Церковь канонизировала его в 13 веке, признав равноапостольным святым.
Крутогоров, Ю.А. Крещение Руси. Владимир Красное Солнышко / Ю.А. Крутогоров. – Москва: Издательство « Белый город», 2004. – 47с.: ил. В предлагаемом издании рассказана история необыкновенной жизни князя Владимира (952-1015). Жизнь, в которой был и великий грех братоубийства, и великое святое деяние - крещение Руси. Крещение Руси - главное дело жизни князя Владимира Святославовича. Книга повествует о крещении Руси - главном деле жизни князя Владимира Святославовича. С тех пор его стали звать и Святым Владимиром.
Слово о полку Игореве: в летописях, сказаниях и былинах / Пересказ В. Жуковского. – Москва: Издательство «Белый город», 2014. – 47 с.: ил. Памятник древнерусской литературы XII в., Слово о полку Игореве, повествует о походе 1185 года русских князей на половцев. Произведение переведено В.Жуковским и по художественным достоинствам стоит в ряду крупнейших достижений средневекового эпоса. Выдающееся произведение древнерусской поэзии говорит о высоком уровне культуры, национального сознания и патриотизма русского народа далекой эпохи.
Филякова, Е. Русская письменность / Е. Филякова. - Москва: Издательство «Белый город», 2002. – 47 с.: ил. Эта книга об этапах развития русской письменности - от зарубок на деревьях и до первых печатных изданий до наших дней.
Додонов, Игорь. Истоки славянской письменности/ Игорь Додонов. – Москва: Издательство «Вече», 2008. – 384с.
Так ли хорошо изучены кириллица и глаголица и как они возникли? Существовала ли письменность у славян до Кирилла и Мефодия? Использовали ли наши предки руны и могло ли у них бытовать слоговое письмо? Действительно ли, как утверждает академическая наука, "Боянов гимн" и "Велесова книга" являются подделками, или же это ценнейшие письменные памятники славянской древности? Отвечая на эти и другие вопросы, автор книги предлагает новый оригинальный взгляд на происхождение славянской письменности.