Массовая работа и её основные формы (методические материалы ВОУНБ им.И.С.Никитина)

​​​​​​​Методические материалы в помощь работе муниципальных библиотек Воронежской области


Массовая работа библиотек – система реализации культурно–досуговой деятельности библиотек средствами библиотечных мероприятий. Она имеет свои цели, задачи, теорию и методику.

  • Цель массовой работы можно определить как стимулирование читательской и познавательной деятельности пользователей библиотек.
  • Методами массовой работы являются библиотечные мероприятия. Эти мероприятия должны стать побуждением, превратиться в мотив чтения, познавательной деятельности.
  • Задачи массовой работы библиотек вытекают из основных функций библиотеки, зафиксированных в Федеральном законе «О библиотечном деле», а именно: информационной, образовательной и культурной. Для публичных, массовых, общедоступных библиотек актуализируются дополнительные функции – социализирующая, коммуникативная, рекреационная (досуговая). В данном  пособии рекомендуются  традиционные и инновационные формы библиотечной работы для организации и проведения массовых мероприятий для разных целевых категорий читателей.

Какие  же формы  предпочтительней использовать?

  • Формы массовой работы можно разделить по методам выполнения и воздействия:
  • устной пропаганды (агитации);
  • наглядной пропаганды (рекламы);
  • комплексные.

Основные формы устной пропаганды изданий.

Беседа- диалоговая форма массового мероприятия, которая начинается сообщением библиотекаря и продолжается разговором с аудиторией.

Бенефис читателя (библиотекаря и т.п.) — это мероприятие посвящено лучшему читателю. Заранее можно оформить книжную выставку любимых книг читателя. Читатель, в честь которого проходит бенефис, обязательно выступает перед собравшимися, рассказывая о себе и прочитанных книгах. Часто такое мероприятие готовится в форме праздника, где чествуют читателя, который сопровождается музыкальными номерами и игровой программой.

Бук-слэм (BOOK Slam) – книжное соревнование на лучшую рекламную кампанию по продвижению выбранной книги, возможно, с элементами музыкальной театрализации. Участники делятся на несколько команд, каждая из которых должна разрекламировать книгу в сжатые сроки. Презентация каждой книги длится максимум три минуты, за временем следят организаторы. После каждой презентации жюри или публика оценивает книгу с различных аспектов по десятибалльной шкале. В конце мероприятия все «книги-участники» выставляются на стенде и предоставляется возможность познакомиться с ними.

Вечер книги посвящается фактам и событиям, изложенным в произведениях печати, а также жизни и деятельности авторов. Можно познакомить читателей с общественным деятелем, писателем, ученым, художником, раскрыть одно или несколько произведений. Вечер книги лучше всего сопровождать музыкой или номерами художественной самодеятельности, подобранными с учетом темы и привлекая профессионалов (по возможности). На вечере могут выступить автор книги и прототипы героев, люди, участвовавшие в событиях, описанных в книге.

Вечер-портрет- мероприятие, цель которого раскрыть различные грани личности героя вечера, ознакомить читателей с его биографией и творчеством. Героем вечера может быть местный старожил, заслуженный врач или педагог, народный умелец, писатель, художник, герой-земляк и т.п. Наибольший эффект мероприятие приносит когда присутствует герой вечера. Мероприятие проводится также как и литературный вечер.

 С целью вовлечения читателей библиотеки в познавательную деятельностьможно провести вечер вопросов и ответов.

О теме встречи пользователи библиотеки извещаются заранее. В пе­риод подготовки для привлечения внимания к теме и ее раскрытию оформ­ляются книжная выставка или библиотечный плакат; активно рекоменду­ется литература, которую советуют прочитать; проводятся беседы, индивидуальное консультирование и приглашение читателей, рассылаются письменные приглашения. До начала мероприятия по его теме собираются вопросы читателей, которые затем систематизируются. После краткого вступительного слова ведущего присутствующим задается первый вопрос и желающим предлагается дать на него ответ. По каждому вопросу веду­щий обобщает полученные мнения и дает правильный ответ; он рекомен­дует, что можно дополнительно прочитать по этому вопросу, называет интересные библиографические пособия. Далее ведущий выясняет, не по­явились ли по ходу обсуждения новые вопросы слушателей. Если вопросы возникли — повторяется предыдущая процедура ответов на каждый но­вый вопрос.

В библиотеке эти вечера проводятся по-разному: периодически по од­ной теме (предложенной библиотекарями или читателями), по меняющим­ся (разным) темам в зависимости от изменения интересов пользователей. Иногда тема конкретно не обозначается, а собираются разные вопросы. В этом случае мероприятие зачастую называют «Отвечаем на ваши вопросы», «Есть вопросы - даем ответы», «Специалисты отвечают». При систематиза­ции вопросов определяется, каких специалистов необходимо пригласить.

Викторина(или квиз) –  вид игры, во время которой читатели отвечают на вопросы. Викторины могут быть литературными и тематическими. Чаще всего вопросы для викторины готовят библиотекари. При проведении викторин могут быть использованы наглядные средства: карточки, плакаты, предметы и т.д., которые могут служить как «вопросами», так и «ответами».

 Громкие чтения - еще Ушинский отмечал, что «дети более любят слушать, чем читать уже и потому, что в первые 2-3 года самый процесс чтения  утомляет их». Выразительное чтение помогает заинтересовать ребенка книгой, лучше понять текст. Чтение вслух передает красоту языка произведения, особенности стиля писателя. Продолжительность чтения и рассказывания зависит от возраста детей (дошкольники – 1 классы не более 20-25 минут; 2-3 классы – 30-35 минут).

Чтение должно соответ­ствовать стилю произведения, его жанровым особенностям. Такое ис­полнение передаёт ме­лодию речи, музыку и ритм сказ­ки, тот или иной строй прозы. Оно должно соответствовать пра­вилам грамотного произношения, должно быть громким, ясным,чётким.

Дискуссия- это спор единомышленников, мнения которых столкнулись в поисках выбора решения какой-либо проблемы. Дискуссия рассчитана на подготовленную аудиторию. Основа дискуссии — различие в понимании толкования. Цель ее — придти к единой точке зрения. Ведение дискуссии требует глубокого знания предмета.

 Выбор формы дискуссии зависит от ваших целей, аудитории, а также от типа текста, с которым вы будете работать или к которому хотите привлечь внимание читателей.

Эту форму хорошо использовать как «затравку» к обзору литературы по теме, после которой многие участники охотно берутся за чтение рекомендованных книг. Однако если вы после такой дискуссии предложите исключительно «поучительную» литературу, отражающую лишь одну точку зрения, то второй раз в той же аудитории эта форма как способ привлечения к чтению может не сработать.

ü Подиум-дискуссия. Форма довольно сложная в силу требований к регламенту и ролям участников, но именно соблюдение требований и технологии не дает аудитории «заболтать» тему или устать не закончив.

Подиум-дискуссию можно проводить на любую аудиторию, как по возрасту, так и по количеству человек в зале.

Подготовкой дискуссии заранее занято 3-5 человек.

Вопрос, вынесенный на обсуждение, не должен иметь однозначного ответа, иначе дискуссия не получится. Если тема не связана с обсуждением одного произведения, то интереснее, когда никто, кроме готовящих «подиумную» часть, не знает темы.

Подиум-дискуссия хороша и просто в качестве формы обсуждения проблемы с последующей рекомендацией книг (выдержками из книг с выставки оппоненты могут подогревать» дискуссии), и как способ проведения читательской конференции по одному произведению. Во втором случае оппоненты должны подтверждать все свои доводы текстом, эксперты могут также использовать критические материалы, а организатор должен быть уверен, что хотя бы половина аудитории эту книгу читала. При этом совсем не читавшие обсуждаемое произведение иногда даже обостряют дискуссию, включаясь в существо обсуждаемых вопросов, а не собственно произведения. Это очень хорошо, особенно в аудитории старшеклассников.

ü Дискуссионные качели. Суть этой занимательной формы – в имитации раскачивания качелей. Две группы читателей, расположившись друг против друга, поочередно от каждой группы высказывают суждения по предложенному вопросу, - «качели» начинают движение. Ведущий задает ритм разговору, иногда комментирует ход дискуссии. Он следит, чтобы «качели» не «ползли по земле», а возносились к осмыслению сути явлений жизни. Временной период «дискуссионных качелей» определяется возрастом и интеллектуальной подготовленностью аудитории, наличием опыта коллективных размышлений.

Диспут - публичный спор. Обычно диспут посвящается обсуждению политических или нравственных проблем. Главное при подготовке диспута: учесть интересы, особенности конкретной аудитории; правильно выбрать тему и четко сформулировать основные вопросы; организовать мероприятие по пропаганде соответствующей литературы.

Конкурс личное или командное соревнование с целью выявления лучших участников, исполнителей, лучшей работы и т.д. Конкурс может быть самостоятельной формой работы (музыкальный, фольклорный, танцевальный, поэтический) или составной частью любого мероприятия, праздника, игры.

Конкурсы относятся к активным формам работы с детьми. Они оказывают большое влияние на развитие и проявление личностных склонностей, интересов? потребностей. Участие в них даёт детям уверенность в своих силах, развивает познавательные способности, открывает простор для творческой инициативы и самостоятельности..

По результатам конкурсов оформляются выставки, издаются сборники детского творчества.

Круглый стол коллективное обсуждение заданной темы равноправными участниками. Его цель - выработать оптимальные пути решения проблемы на основе анализа и выявления причин обнаруженных недостатков. Круглый стол позволяет обойтись без рефератов и докладов по теме. Этот метод требует лекторского мастерства, отличного знания проблемных вопросов.

Формы проведения круглого стола:

Pколлективная беседа по предложенной ведущим теме;

Pрегламентированная дискуссия или диспут (публичное обсуждение спорного вопроса) – проводится по материалам лекций или по итогам практических занятий. Каждому даётся время на доказательство своей точки зрения.

Pконференция, предназначенная для изучения серьёзного объёмного материала (выступающие заранее готовят мини-сообщения по теме, остальные задают вопросы);

Pвстречи со специалистами (форма требует предварительной подготовки. Ведущий готовит вопросы по теме, знакомит с ними специалиста, который отвечает на них).

Литературный вечер- массовое мероприятие, которое посвящается творчеству того или иного писателя или поэта (чаще всего приурочен к юбилейным датам). Своеобразными литературными вечерами являются «часы поэзии» и «поэтические дни», посвященные творчеству одного поэта или отдельной теме. Желательно к литературному вечеру оформить книжную выставку.

 Библиотекарь вместе с активом читателей продумывает программу вечера, объединяющую в единую композицию рассказ ведущего, стихи, песни, инсценировки, грамзапись, документальные и изобразительные материалы, музыку.

Подготовка длительная, от 1 до 2-3 месяцев. Читатели собирают материал, готовятся к выступлениям. Целесообразно использовать элементы театрализации.

Литературное путешествие - игра, которая проводится по краеведческой, географической, исторической, научно-популярной и художественной литературе. Обязательный элемент литературного путешествия — карта или схема маршрута. Путешествия могут быть очными и заочными.

 Литературные утренники и игры- эти формы массовой работы пользуются популярностью у детей  младшего школьного возраста. Психологи утверждают, что у ребенка, даже начавшего учиться, игра продолжает занимать большое место в его жизни. Поэтому дети охотно принимают участие в утренниках и играх. Они радуются общению с одноклассниками, гордятся поручениями библиотекаря.

Утренники бывают тематические, посвященные юбилейным датам, творчеству отдельных писателей. Детям интересны те утренники, в которых они сами активно участвуют.

К литературным играм относятся: викторины, литературные путешествия, конкурсы внимательных и начитанных, литературные аукционы, литературные загадки и шарады и т.д. Литературные игры делят на «ролевые» (перевоплощение в литературного героя) и «интеллектуальные» (в их основе лежит процесс «разгадывания» книги, ее автора, героев).

Они включаются в программы утренников или могут выступать самостоятельной формой работы.

Литературные игры, викторины нравятся и подросткам. Они развивают их способности, так необходимые в учебной и трудовой деятельности.

Литературная игра обычно завершает определенный этап работы с читателями, когда они прочитали многие книги, пропагандировавшиеся ранее.

Обладая большой информационной базой, библиотекарь должен быть одним из инициаторов игры.

И, наконец, в играх не должно быть побежденных. Все участ­ники ее - победители: ведь их знания пополнились, закрепились. Именно по­этому важно отметить всех участников игры.

Обзоры.

Библиографический обзор — это связный, последовательный, рассказ о  заранее отобранных библиотекарем произведениях печати.

PЕго цель — формирование интереса читателей к произведениям.

В библиотеках устные обзоры проводят и как самостоятельные мероприятия, и в качестве дополнений к лекциям, вечерам, конференциям. Обзор нужно проводить эмоционально, не читая по заранее составленному тексту, а именно рассказывая. Отрывки из произведений отмечают закладками, библиографические данные называют отчетливо.

В обзорах рекомендуют книги и отдельные их части, и разделы, журналы в целом и конкретные статьи, другие виды изданий, имеющиеся в библиотеке и представляющие научную и практическую ценностью. Четкая и достаточно развернутая характеристика литературы — важное условие успеха библиографического обзора.

PХарактеристика каждого произведениясоставляется по определенному плану.Она содержит:

  • сведения об авторе,
  • выходных данных,
  • о рассматриваемых вопросах.

Главная трудность заключается в умении выбрать самые существенные сведения о каждом произведении, показать внутреннюю логику раскрытия темы, сопоставить книги разных авторов, подчеркнуть непосредственную практическую пользу каждого издания, для конкретного читателя.

Если в обзор включено новое издание какой-либо книги, то обязательно характеризуют внесенные автором изменения и дополнения. Необходимо обратить внимание читателей на различные приложения, имеющиеся в издании.

PПринципы построения обзоров.Обычно произведения объединяются по принципу «от общего — к частному». Такое построение конкретизирует содержание, позволяет заострить внимание на каких-либо аспектах темы, являющихся, по мнению библиотекаря, наиболее интересными, волнующими. В ряде случаев рассказ о произведениях строится по принципу, «от простого — к сложному». Это требует от библиотекаря тщательного продумывания характеристик, даваемых каждому произведению, зато облегчает читателям восприятие информации. Иногда книги в обзоре группируют по отраслям знания, разделам наук, по значимости или жанрам. В обзоре исторической литературы обычно применяется историко-хронологическая группировка. Библиотекари либо намечают развернутый план будущего обзора, либо составляют конспект.

PОбзор состоит из трех элементов:вступления, основной части и заключения.

Bо вступлении cлeдyeт охарактеризовать важность темы, ее специфику. В основной части обзора дают характеристику самих произведений. В заключении подводятся итоги, еще раз называются произведения, указывается дополнительная литература по данной теме (критические статьи и рецензии, посвященные представленным произведениям).

PЭтапы подготовки библиографического обзора:

  • Выбор темы обзора (темы обзоров, как правило, планируются заранее при составлении годового плана работы);
  • Уточнение читательского и целевого назначения;
  • Определение круга произведений печати;
  • Прочтение произведений печати;
  • Составление библиографического описания и рекомендательных аннотаций;
  • Определение структуры обзора;
  • Составление текстов-связок;
  • Написание обзора;
  • Литературная обработка текста;
  • Прочтение или пересказ текста обзора (для определения хронометража и выявления ошибок). Особо надо проверить тексты-связки с тем, чтобы в. них не повторялись сведения, имеющиеся в библиографических описаниях и аннотациях.

PВиды библиографических обзоров.

По целевому и читательскому назначению- обзоры делятся на научно-вспомогательные и рекомендательные.

Научно-вспомогательные обзоры проводятся для читателей-специалистов и знакомят с литературой, нужной им в научной и практической деятельности. В этих обзорах отсутствуют элементы популяризации. Такие обзоры дают краткую характеристику темы и содержания 20-25 изданий. Рекомендательные обзоры знакомят с многообразием тем, отраженных в литературе, с целью оказания помощи в расширении общего и профессионального кругозора. Поэтому в них включают наиболее ценные произведения в подавляющем большинстве научно-популярные и массово-производственные издания, художественную литературу. Объем обзоров — 5-10 названий, однако каждое произведение характеризуется обстоятельно.

По содержаниюобзоры подразделяются на универсальные, отраслевые, тематические, персональные.

Универсальными по содержанию чаще всего бывают обзоры новинок. Они извещают читателей о новых изданиях по всем отраслям одновременно.
Обзоры новинок всегда вызывают особенно большой интерес читателей. В такие обзоры включают: книги, журналы и другие материалы, относящиеся к самым разным областям знания. В устный обзор новинок включается сравнительно большое число произведений (15-25 названий), а времени отводится не более 20-30 минут. Литературу надо характеризовать кратко, обращая главное внимание на новизну сведений, содержащихся в книгах, журналах. В основной части обзора сведения об изданиях группируются по отраслевому принципу.

Во многих библиотеках подготавливают обзоры новых журналов. В обзоре следует рекомендовать лишь наиболее значительные и интересные произведения, а не перечислять все без исключения материалы. Если обзор посвящен только что полученным литературно-художественным журналам, называют не только новинки прозы, поэзии, но и наиболее содержательные публицистические статьи и очерки, литературно-критические материалы, рецензии.

Отраслевые обзоры составляют в тех случаях, когда в библиотеках имеются большие разделы фонда естественнонаучной, технической, сельскохозяйственной, медицинской и прочей литературы.

Наибольшее распространение получили тематические обзоры. Тематические обзоры охватывают произведения по той или иной теме. Понятие, «тема» имеет в данном случае широкий смысл. Под ним может подразумеваться и отрасль знания, и раздел науки или техники, и определенная проблема, и конкретный вопрос.

В библиотеках часто проводят и персональные обзоры, посвященные каким-либо деятелям. Персональные обзоры составляются обычно в связи с юбилеями и памятными датами: день рождения писателя, художника, ученого. Разновидностями персональных обзоров являются обзоры важнейших произведений или новых книг какого-либо лица; обзор литературы о жизни и творчестве деятеля или об отдельных периодах и аспектах его биографии, об отдельных работах; обзоры, в которых одновременно характеризуются и труды автора, и материалы, рассказывающие о его жизни и деятельности.

По видам включенных изданийвозможны обзоры одних только книг, журналов, серийных изданий, специальных видов изданий и т. д. Имеют место и обзоры по одной книге.

После обзора обязательна выдача рекомендуемых книг или оформление очередности их получения.

Обсуждение книг-это свободная беседа, участие в которой для читателей добровольно.  Одним из решающих условий, обеспечивающих живой, полезный обмен мнениями о книгах, является правильный выбор произведения.

Обсуждение книг, как правило, готовится заранее, но может начаться и спонтанно. Библиотекарь руководит обсуждением, готовит вопросы.

Обсуждение книги в библиотеке проводят с читателями,  начиная с подросткового возраста, т.к. при этом читатель должен иметь определенные навыки литературного чтения, соответствующую подготовку.

При обсуждении произведения библиотекарь может не касаться всех сторон книги, а только тех, которые вызывают наибольший интерес у читателей.

Цель обсуждения – глубоко и всесторонне проанализировать содержание  книги. Это коллективное размышление над  книгой, совместные поиски верных решений и ответов. В нем равны все присутствующие.

Успех обсуждения зависит от организации его проведения, выбора книги.

Характер вопросов определяется особенностью художественного произведения и характером восприятия книги читателями.

PСтруктура: выбор произведения, план подготовки обсуждения, вступительное слово ведущего, обсуждение, заключительное слово, в котором подытоживаются выступления, на их основе даётся оценка произведения и поправляются, если это необходимо, неверные высказывания читателей.

 Праздник массовое мероприятие, посвященное знаменательной дате или событию общенародного, традиционного характера. Праздник включает в себя: торжественную часть (поздравление, приветствие, подведение итогов); концерт развлекательного характера; показ спектакля; сольные номера; игры; пародии; аттракционы.

Как же подготовить праздник? С чего начать? Прежде всего, необходимо составить ра­бочий план праздника.

Хорошо известно: все ребя­та, пришедшие на праздник, хотят быть не только зрителями, но и участниками действий. Приемы, помогающие стереть грань между аудиторией и исполнителя­ми, могут быть разнообразными: кол­лективное пение, хоровод, речёвки, кон­курсы, игры.

Успех праздника обеспечи­вается использованием комплекса средств эмоционально-нравственного воздейст­вия на его участников. Ведущее место в нем принадлежит слову, содержащему ос­новную информацию, влияющему на ин­теллект, воображение, чувства детей. Воз­действие слова усиливают средства на­глядности: демонстрация кинофрагмен­тов, слайдов, диапозитивов, художествен­ное оформление места проведения празд­ника. Созданию эмоционального настроения участников праздника способствуют игры, соревнования и музыка.

Музыкальное оформление играет огром­ную роль в любом празднике. Она состоит в том, что знакомые ме­лодии вызывают у человека ассоциатив­ный ряд, помогают воссоздать нужные зрительные образы, готовят к встрече с участниками торжества, подводят к вос­приятию определенной мысли.

Дети познают мир, играя. Игры и соревнования – важные компоненты любого праздника. Небольшое по време­ни соревнование укрепляет чувство при­надлежности к своему коллективу, форми­рует навыки сотрудничества.

Встреча с интересным человеком — зна­чимая часть многих праздни­ков. Есть множество замечательных лю­дей, чья жизнь, дела и подвиги — пример для многих поколений. И как важно, что­бы этот человек смог выступить ярко, убе­дительно. А это большое искусство. Как бы ни был знаменит гость, нужно встретиться с ним заранее, чтобы поделиться замыслом, высказать просьбы, пожелания, договориться о времени вы­ступления. К приходу гостя необходимо подготовить цветы и сувениры.

Оформление зала также играет важную роль. Чтобы оформить зал красиво, ярко и со вкусом, необходимо знать некоторые секреты. Вот первый из них — соблюдай­те меру, чтобы украшения не «забивали» друг друга. Проявляйте фантазию, выдум­ку при минимальной затрате времени, сил и денег. Запомните: оформление праздников не должно повторяться. Третий секрет — больше веселых неожидан­ностей, сюрпризов. Например, таких. Сюрпризы на дверях—плакаты, фотомон­тажи, приглашения, афиши, программы праздника, объемные маски и т. д. Картин­ки на окнах. Их рисуют акварельными крас­ками, гуашью, тушью, мелом. Можно изго­товить трафареты из картона с цветами, улы­бающимся солнышком, бабочками, осенни­ми листьями, снежинками и т. п. Можно развесить гирлянды, флажки, воздушные шарики, на которых следует нарисовать ве­селые рожицы, написать пожелания, «наря­дить» шарики в шляпки, парики, панамки, косынки. Чудо-зеркало — еще один сюрприз, который очень нравится детям. Взглянув в такое зеркало, гость видит себя в костюме космонавта или одного из сказочных геро­ев. Сделать такое зеркало просто, для этого вся зеркальная поверхность закрывается кар­тинкой, остается только овал для лица, Бо­лее простое украшение для праздничного зеркала — гирлянда из бумаги.

Афиша праздника— важная составляю­щая праздника. Ее следует делать яркой и запоминающейся. Никаких узоров, орнаментов. Достаточно нескольких нуж­ных деталей, чтобы сразу стало ясно, что ожидает гостей. Например, если вы хотите показать кукольное представление — мож­но изобразить на афише куклу и ширму, если фокусы — чародея в маске с волшеб­ной палочкой. Главный козырь афиши — необычность и привлекательность.

Программа праздникатакже очень важ­на. Ее назначение то же, что и афиши, но преобладает не изображение, а текст. Воз­можны самые разные варианты: «Только у нас!», «Спешите видеть!», «Чудо-кон­церт» и т. п.

Премьера книги(журнала, новой газеты). Это способ проинформи­ровать пользователей библиотек о выходе нового издания, показать его достоинства, заинтересовать их. В премьере книги участвуют представите­ли издательства, автор, художник и другие лица, «причастные» к ней (в том числе и прототипы произведения, участники событий, описанных в книге, и т. п.). Премьера книги сопровождается книжной выставкой по ее теме, продажей книжной новинки с автографом автора или подпиской на соответствующее периодическое издание. В последнее время это меропри­ятие зачастую называют презентацией нового издания.

Сторителлинг (англ. storytelling - рассказывание историй) - это способ передачи информации через рассказывание историй. Таким образом, сторителлинг - это:

1) Искусство рассказывания историй. Например, об истории создания библиотеки можно рассказать сухим официальным языком или сочинить интересный рассказ.

2) Форма работы с читателями, когда они могут написать продолжение любого произведения (рассказа, сказки).

Сторителлинг может быть социальным (читатели делятся новостями на определенную тему), культурным (истории о ценностях, нравственности и верованиях), сторителлинг включает в себя мифы и легенды, истории о мистике, личный сторителлинг - это истории о собственном опыте и переживаниях.

Театр-экспромт – форма, которая используется как самостоятельная или как элемент другого мероприятия. На глазах у зрителей разворачивается спектакль с элементами импровизации. Никто до представления не знает, какую роль будет играть. Библиотекарь разрабатывает сюжет театрального представления, готовит карточки с обозначением ролей. Карточки распределяются по жребию. Заранее готовится текст ведущего «за кадром». Актёры слушают текст за кулисами и выходят на сцену исполнять свои роли. Читатели могут разыгрываться сказки, легенды, детективные, фантастические, юмористические, бытовые истории.

Устный журнал- активная форма пропаганды новинок печати. По содержанию и структуре это мероприятие похоже на печатный журнал. Он состоит из ряда разделов — «страниц».

В проведении устного журнала большая роль принадлежит ведущему. Открывая журнал, ведущий кратко сообщает его содержание, затем предоставляет слово выступающим. «Страницы» (их может быть от трех до пяти) часто иллюстрируются с помощью аудиовизуальных средств, книжных выставок.

Каждая страница содержит информацию о литературе по определенной теме и завершается рекомендацией печатных источников.

Иногда заключительной бывает специальная «библиографи­ческая страница», на которой сразу дается информация о литературе по всему выпуску. Если весь журнал и не посвящен краю, то в нем все равно используются и краеведческие материалы.

Заканчивается выпуск кратким заключительным сло­вом  ведущего.

Час интересной книги - отличие здесь будет в выборе самой книги. Книга должна быть не новой, а незаслуженно забытой или просто интересной, но вышедшей в свет в предыдущие годы.

Читательская конференция - проводится, как правило, по группе изданий, объединенных серией, жанром или темой, реже по одной книге. Подготовка к читательской конференции начинается с бесед, обзоров литературы, книжной выставки. Затем определяется круг произведений, с которыми читатели познакомятся, реже — круг вопросов. Начинается мероприятие с краткого выступления ведущего, где характеризуется тема произведения, его значение, основной круг вопросов, на которые желательно было бы получить ответы. Ведущий руководит мероприятием, задает наводящие вопросы, следит за тем, чтобы мероприятие не выходило за рамки предложенной темы. В заключительном слове ведущий подводит итоги, оценивает некоторые выступления.

При подготовке любого массового мероприятия следует придерживаться некоторых общих правил:

 

  • Правила организации массового мероприятия:
  • Всегда знать по предмету, о котором идет речь, чуть больше, чем того      требует сценарий.
  • Давать себе отчет, что не бывает плохих форм работы, есть слабо подготовленные, непрофессиональные программы, в которых не соблюдены мера и вкус.
  • Помнить заповедь истинного режиссера: «растворись» в читателе, то есть посмотри на происходящее его глазами.

Для повышения эффективности популяризации книг необходимо активнее внедрять игровые, дискуссионные, клубные формы массовой работы. Они должны:  удивить, увлечь  читателей  новизной, оригинальностью, неожиданностью. Их задача -   стимулировать  читательскую активность, любознательность, творчество; вовлекать их в такие ситуации, когда надо проявить себя, сделать свой выбор, обосновать его, оценить прочитанную книгу и т.д. Например, помимо отзыва, иллюстрации, инсценировать самый трогательный или смешной эпизод; подготовить вопрос от конкретного героя книги или  исторического лица; сделать рекламу понравившейся книге и т.д.

В  основе каждого крупного мероприятия должна быть личная деятельность читателя. Поэтому самыми эффективными формами работы  являются те, в подготовке которых активное участие принимают сами читатели.


Важно всегда помнить, что недостаточное внимание в период организации массовых мероприятий к индивидуальной работе, конкретным читателям или читательским группам  снижает,  а порой и сводит к нулю результативность этого мероприятия.

Написание сценария массового мероприятия обязательно. При этом следует придерживаться следующих правил.


  • Пять правил написания сценария.
  • Сценарий должен быть составлен на хорошем грамотном русском языке.
  • «Сценарист» должен придумать концепцию, ход события от начала до конца. А уже потом все это изложить на бумаге. Затем внимательно его отредактировать, найти слова-синонимы для более точного и яркого выражения мысли, убрать повторы – выступление будет более удачным.
  • Форма записи – это своеобразный ГОСТ: на титульном листе указывают: название, форму мероприятия, читательское назначение, номер библиотеки, год; далее – цель и оформление мероприятия, подробный текст сценария, в конце – библиография, используемая в подготовке написания сценария, составитель.

Если вы предоставляете сценарий в методико-библиографический отдел, на титульном листе указываются реквизиты. После названия и читательского назначения вместо № библиотеки в скобках пишем «Из опыта работы библиотеки №….»

  • Чем больше загадок на квадратный метр сценария, тем лучше – это заставит слушателей стать соучастником происходящего. А если вы «разжевали» и «положили в рот», слушателю осталось только «проглотить», ему, как правило, скучно это делать. Зрителю необходимо вдумываться, напрягаться.
  • Для того чтобы написать хороший сценарий, необходимо постоянно заниматься самообразованием.


Наглядная пропаганда.


Наглядная пропаганда (реклама) — показ изданий или раскрытие их содержания в зрительно воспринимаемых формах.


  • Формы наглядной пропаганды:
  • открытый доступ к фондам;
  • открытые просмотры литературы;
  • книжные выставки, выставки – экспозиции,  инсталляции, музеи при библиотеках, арт –окна, библиотечный квилт;
  • плакаты, альбомы, схемы.

Комплексные формы массовой работы.


Комплексное массовое мероприятие — крупное массовое мероприятие, которое включает мероприятия различных видов и форм.

День информации — это комплексное мероприятие, предусматривающее информацию о новой литературе, поступившей в библиотеку. Организуется для привлечения специалистов к активному изучению новейшей научной и технической литературы. Включает выставки или подборки поступлений литературы в библиотеку; выставки справочных и информационных изданий; библиографические обзоры; беседы; консультации.

День специалиста - комплексное мероприятие для широкой информации читателей о литературе и документации по конкретной специальности (врачей, экономистов, механизаторов, строителей, учителей и др.) или по межотраслевой тематике, представляющей интерес для специалистов нескольких профессий. Включает открытые просмотры и тематические выставки лучшей литературы по специальности (книги, периодические издания, специальные виды технической литературы и документации, справочные издания, библиографические пособия). Проводятся библиографические обзоры; консультации и встречи с выдающимися представителями профессий; лекции, выступления, экскурсии; широкое обсуждение профессиональных проблем, диспуты; показы кино- и видеофильмов.
Дни информации и Дни специалиста могут проводиться усилиями ряда библиотек с широким привлечением квалифицированных специалистов. Важно обеспечить выдачу необходимых источников или их копий во время мероприятия или непосредственно после него.

День открытых дверей (библиотеки) — включает экскурсии по библиотеке, беседы, книжные выставки, игровые программы, встречи с писателями, интересными людьми, концерты и т.д. Мероприятия проводятся в течение одного дня. Цель — привлечение потенциальных читателей и создание положительного имиджа библиотеки.

Неделя (декада) книги (отрасли знаний) — включает книжные выставки, экскурсии и беседы по ним, библиографические обзоры, Дни информации, встречи с авторами, литературные вечера и т.п. Массовые мероприятия проводятся в течение всего указанного срока (недели или декады). Цель — пропаганда литературы и знаний, привлечение к чтению.

 Премьера книги (журнала) проводится после предварительной работы: прочтение книги и критической литературы, индивидуальные и групповые беседы с читателями. Предварительно оформляется книжная выставка и готовится рекомендательные списки литературы. Структура мероприятия: краткое выступление библиотекаря; обзор или беседа по книге (представление журнала); чтение наиболее интересного отрывка; краткие читательские отзывы о книге; встреча с автором, издателями, участниками событий. Цель — пропаганда литературы.

Ток-шоу. На обсуждение выносится какой-либо философский вопрос (например: что такое любовь?). Участникам предлагается обсудить несколько жизненных ситуаций, разыгранных актерами. Библиотекарь руководит обсуждением. Цель — нравственное воспитание читателей.

Чтениякомплекс форм и методов пропаганды литературы по определенной теме. Чтения включают научно-практические конференции и семинары, вечера книги, книжные выставки, лекции, литературные вечера и устные журналы, библиографические обзоры. Чаще всего мероприятия проходят в течение нескольких дней. В проведении мероприятий могут принимать участие различные учреждения и общественные организации. Цель — пропаганда литературы и знаний.

Клуб читателей по интересамформа организации досуга. Могут быть клубы любителей поэзии, музыки, литературы, клубы библиофилов, овощеводов, цветоводов, пропагандистов здорового образа жизни, знатоков и т. д. Библиотекари организуют клубы читателей и являются обязательными участниками всей их работы (определяют темы очередной встречи, подбирают необходимую литературу и аудиовизуальные материалы, подготавливают обзоры, помогают докладчикам). Иногда занятия ведут специалисты: сотрудники музеев, преподаватели литературы, музыки, агрономы, местные писатели и поэты и др. Библиотекарь может быть как руководителем клуба, так и одним из заместителей руководителя. В деятельности клубов важно сочетание тематической и развлекательной части программы. При определении тематики программы важно учитывать, что клуб — форма организации досуга, поэтому любая тема должна быть представлена в виде увлекательных мероприятий: литературные вечера, вечера отдыха, презентации, бенефисы, ток-шоу, вечера встреч, экскурсии и т.д.

Клуб по интересам должен иметь свою документацию: устав (положение), план работы,  дневник мероприятий, список участников. Один из основных документов клуба — дневник. В нем в хронологическом порядке записывают проведенные мероприятия. Указывают дату проведения, приводят краткое описание мероприятия, число и состав аудитории.

Цель клуба — развивать интересы, не связанные с книгой, постепенно превращая их в читательские интересы. При планировании работы вашей библиотеки обязательно проанализируйте, соответствуют ли выбранные формы массовой работы целевому и читательскому назначению.

Подготовка и проведение любого массового мероприятия проходит в несколько этапов.

  • Этапы подготовки массового мероприятия:
  • Подготовительный этап:
    • определение темы мероприятия, его названия, читательского и целевого назначения (обычно этот подэтап проходит при составлении плана работы);
    • составление программы (проекта) массового мероприятия;
    • формирование аудитории (предварительные беседы, обзоры, опросы и т.д.);
    • реклама массового мероприятия (подготовка афиши).
  • Основной этап:
    • написание сценария массового мероприятия (оформление книжной выставки);
    • проведение массового мероприятия.
  • Заключительный этап:
    • оценка эффективности массового мероприятия;
    • учет массового мероприятия.

При подготовке и проведении массовых мероприятий пользуйтесь предложенной схемой, последовательно выполняя все этапы.

В заключение: готовясь к массовому мероприятию, учитывайте соответ­ствие тематики и формы предстоящего мероприятия. Выбор формы очень важен. Что вы хотите вложить в данное дело, как вы его назовете? Иногда именно здесь случаются казусы. Например, в планах работы биб­лиотек можно увидеть такие названия:

  • Литературный праздник «Детство, опаленное войной»;
  • Поэтический аукцион «Читая пуш­кинские строки».

О каком празднике может идти речь, если детство ребенка опалено войной? Скорее это литературная встреча, лите­ратурный утренник, устный журнал, но никак не праздник.

Во втором случае слово «аукцион» говорит о том, что где-то что-то продают. Как мож­но продавать пушкинские строки? Может быть, это поэтический вечер, тур­нир, поэтическая гости­ная, но не аукцион.

В этих и других по­добных случаях неверно определена форма работы.

Помимо традиционных для библиотек громких чтений, обсуждений, конференций, литературных диспутов, праздников, литературных игр и т.д. сегодня широко используются и  другие,  весьма эффективные формы и методы, с которыми можно познакомиться на страницах профессиональных изданий.

Это делает работу с читателями содержательной, интересной и самое главное – эффективной.

​​​​​​​                                                                 Источники

Литература:

  1. Справочник библиотекаря / науч. Ред. А.Н. Ванеев. – 4-е изд., перераб. и доп. – Санкт-Петербург: Профессия, 2013. – 527 с. – (Серия «Библиотека»)..
  2.  Библиотечный читальный зал // Современная библиотека. – 2016. - № 15. – С. 6.
  3. Выставочная работа в библиотеках: методическое пособие / Рос. гос. бка иск-в, РБА; [сост. А. А. Колганова (рук.), С. Ю. Большакова, Т. А. Мордкович, А. М. Орлова, Е. Г. Хапланова, Е. Е. Шумянцева]. — Санкт-Петербург, 2019. — 85 с.: ил.
  4. Дискуссионные формы работы в библиотеке: методические рекомендации и разработки занятий /М.Вдовина, Е.Макарова, Е.Малинина, О.Степанькова, О.Громова; под общ.ред. О.Громовой. – М.: Чисты пруды, 2005.-32 с. 
  1. Кузакова, Е. В. Книжный экспресс  // Современная библиотека. – 2014. – № 1. – С. 44
  2. Опарина, Н. П. Игровые формы и методы в работе детских библиотек: учебно-методическое пособие / Н. П. Опарина. – М.: Литера, 2010. – 135 с.
  3. Шилов, Н. Пишем сценарий //Клуб.-2003.-№3.- С.32-33.

     

Интернет – ресурсы:

1. Библиотека им. Горького – Наш методпортфель: Формы библиотечных мероприятий: Электронный ресурс. – Режим доступа: http://www.gorlib.r

2. Библиотечное дело – Все в книге – повод для выставки / Журнал Библиотека в школе https://lib.1sept.ru/article.php?ID=200601302;

3. Библиотечный навигатор: новые формы культурно-массовой работы / Блог инновационно-методического отдела центральной городской библиотеки им. Н. А. Некрасова МУК ЦБС г. Краснодара / Р. С. Сахаренкова, 2019. http://libkrasnodar.blogspot.com/2019/04/blog-post.html

4. Инновационные массовые формы работы с читателями: из опыта работы Российских библиотек (письменная консультация) / Чагина О.В. – Бакин, 2019. 9 с. http :// bikin - biblio. khv. muzkult. ru / media /2019/07/02/1261405932/ innov ._ formy _3. PDF

5. Копающаяся в методиках – Н.А. Дабарская, 2020 г. http://mei-- blog.blogspot.ru/ 21


                                              ВОУНБ  им.И.С. Никитина

                                     Составитель: Кулешова А.И.