Методические рекомендации по духовно-нравственному воспитанию и просвещению



Роль библиотеки в духовно–нравственном воспитании и просвещении 

                                          «Каждый из нас может обрести в библиотеке спокойствие духа, утешение в печали,                                                        нравственное обновление и счастье».                 (Д. Леббок, английский ученый - этнограф)

  

      Духовная сфера в общественном понимании – это не только религия. Это все, что находится вне материальных забот человека, – от размышлений о времени и пространстве, сущем и вечном, смысле жизни и самом духе до сочинения лирических стихов и написания научных трактатов. Библиотеки зачастую подразумевают под духовным воспитанием конкретно только религиозное, забывая о других, не менее важных аспектах.

            Понятия «духовно–нравственное воспитание» не существовало вплоть до XX столетия. Выделяли религиозное воспитание, целью которого было воспитание религиозного чувства человека. Постепенно в общественном сознании во второй половине XIX века появляется термин «нравственное воспитание». Введение термина «духовность» в формирование понятия нравственности связано с трансформацией христианского нравственного идеала под влиянием гуманистических идей.

            Сегодня мы определяем «духовно–нравственное воспитание» как целенаправленный организованный процесс, способствующий формированию нравственных чувств (совести, долга, веры, ответственности, гражданственности, патриотизма), нравственного облика (терпения, милосердия, незлобивости), нравственной позиции (способности к различению добра и зла, проявлению самоотверженной любви, готовности к преодолению жизненных испытаний), нравственного поведения личности (готовности служения людям и Отечеству, проявление доброй воли).            В любую эпоху библиотека – самый точный барометр интеллектуальной жизни общества.

            Не случайно  академик Дмитрий Сергеевич Лихачев сказал, что если, не дай Бог, из-за войны или какого-нибудь страшного катаклизма погибнут музеи, театры, университеты, но каким-то образом уцелеют библиотеки, культура может быть восстановлена.

            Изначальная функция библиотеки – сохранение и передача культурного наследия от поколения к поколению. Именно библиотека, сосредоточившая в своих фондах прошлое, настоящее, будущее ответственна за духовно–нравственное воспитание и формирование исторического сознания молодежи.      

            Библиотека на селе - самое близкое к населению учреждение культуры, которое должно стремиться создать культурную, духовную среду, опираясь в первую очередь на работу с книгой, проводя линию на разъяснение нравственных ценностей.             

            Происходящие в стране экономические, политические, социальные реформы существенно изменили роль и место библиотек в обществе. Выдвинули перед ними новые цели и задачи, вызвали необходимость инновационного развития деятельности, поиска новых путей функционирования, организации новых взаимоотношений с окружающей средой.

            В последнее время активно выражается социальная востребованность библиотек. Используя различные формы обслуживания пользователей, организации досуга людей, современные библиотеки должны способствовать формированию высоконравственной развитой личности, обогащению её духовного мира, ориентации на прогрессивные ценности и традиции, обеспечивающие развитие российского общества.                          

            Наряду с совершенствованием многообразия форм работы, немало значит личность библиотекаря, его профессионализм, внутренний нравственный мир, умение работать с партнерами, находить взаимопонимание и поддержку партнеров, уважение в обществе.  Одно из главных условий реализации духовно – нравственного воспитания молодежи на современном этапе для библиотек является объединение усилий и координация деятельности различных организаций, в первую очередь культурных (библиотека) и образовательных учреждений.             

         Проблема духовно-нравственного просвещения и воспитания является весьма актуальной в современном российском обществе. Молодежь лишена четких духовных ориентиров. Поэтому кидается в крайности. Либо направляет свою энергию на достижение материального благополучия, либо вообще ни к чему не стремится.

            Источниками знаний о духовной и нравственной жизни являются именно книги. Роль книги в образовании, воспитании, интеллектуальном развитии велика. Через обращение к книге, чтению человек приобщается к духовным ценностям, развивается, расширяет свой кругозор. Чтение высокохудожественной литературы способствует формированию гармоничной личности – личности активной, творческой, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту, физическое совершенство.        Классическая литература является одним из факторов формирования такой личности. Замечательные произведения русской классической и современной литературы таких авторов, как А.С. Пушкин, Л.Н.Толстой, Ф.М.Достоевский и др. помогают читателям найти ответы на многие вопросы о личности, об окружающем её мире, о добре и зле. В библиотеке можно провести много различных по форме мероприятий, посвященных творчеству поэтов и писателей – классиков. Например,                                                             

- круглый стол «Самый таинственный писатель Руси» (Н.В.Гоголь),

- праздник поэзии «Наш Пушкин»,                                                                                 

- литературно – поэтическая композиция «Анна всея Руси» (А.Ахматова),

- литературно – музыкальная композиция «Воспрянь духовный человек»

(Ф.М.Достоевский),                                                                                                    

- вечер – портрет «Две сестры, две свечи» (Марина и Анастасия Цветаевы) и др.

             Наряду с пропагандой художественной литературы необходимо чаще использовать произведения видных отечественных философов-богословов В.Соловьева, Н.Бердяева, П.Флоренского: «Философское наследие России», «Пророки в совеем Отечестве», «Духовное наследие веков», «Культура,

нравственность, религия», «Из истории отечественной философской мысли»,

«Удел величия» и др.                                                                                                                             

            Формированию художественного и литературного вкуса, а также духовному росту способствуют многочисленные мероприятия: выставки, встречи с интересными людьми, диспуты, часы поэзии, тематические вечера, обсуждения книг и т.д.

            К благотворным источникам настоящей литературы и искусства надо приучать с детства, здесь велика роль семейного чтения. В нашем календаре есть много  праздников, отмечая которые мы воспитываем у молодого поколения, так необходимые нам всем духовность, нравственность, милосердие: День семьи,  День семьи, любви и верности, День матери, День отца, День почитания возраста /День пожилого человека/, День инвалида, День слепых, День доброты, День милосердия и др.                                                                                                       

            Нравственному здоровью семьи, учреждению семейных традиций рекомендуем проводить мероприятия со следующими названиями: «По законам любви», «Семейная азбука начинается с «мы», «Нравственные контуры семьи», «Домашний труд семье во благо», «Родители глазами детей», «Родник душевного тепла», «Где человеку тепло», «Семейные портреты», «Бенефис семьи», «Благослови, Господь, семью - творения венец», «Венец всех ценностей - семья», «Добрый дух семьи», «Когда семья вместе, то и душа на месте», «Мир любви - мир семьи», «Пусть не гаснет семейный очаг», «Ода семье», «По семейным законам любви», «От семьи тропинка к роду и народу», «Слагаемые семейного счастья», «Семья- убежище души», «Семья- остаток рая на земле», «Тепло семейного очага»,

«Храните отчий дом», «Храни огонь родного очага», «Я+Я = Счастливая семья» и др.                                                                                                      

            Одна из составляющих частей духовно – нравственного воспитания – воспитание патриотизма, чувства Родины – важнейшего для каждого человека. В обстановке, когда Россия переживает экономический и культурный кризис, кризис национального бытия, стало очевидным, что решение множества проблем в жизни страны зависит от сформированности гражданской позиции у молодежи. Необходимо воспитывать патриотов, способных вывести страну из экономического и нравственного кризисов, защитить Россию от любого нашествия извне и любых проявлений терроризма. Сегодня патриотическое воспитание – это комплексная система, включающая в себя большое количество направлений и форм деятельности. В нем содержится не только социальный, нравственный, идеологический, но и культурно – исторический, военно-исторический, краеведческий компонент.                                                                                           

            Патриотизм – преданность интересам государства, Отчизне, проявление определенного рода групповой солидарности. Именно поэтому работа по патриотическому воспитанию должна проводиться в тесном контакте с отделом по делам молодежи, военкоматом, учебными заведениями. Формы библиотечной работы в этом направлении разнообразны, например:

- встреча       поколений    «Ты    тоже   родился        в          России», 

- урок памяти «Я забыть не смогу никогда…», 

- мемориальная экспозиция «Воинская слава России», 

- встречи с военкомом, военнослужащими «Есть такая профессия – Родину защищать»,  

- краеведческие путешествия  «А я люблю свои места родные…», «По историческим и памятным местам родного поселка» и др. 

            В условиях кризисного общества растет влияние религии на общественную и личную жизнь людей; народ обращается к своим духовным истокам,      традициям,   обычаям,      классическому             духовному   наследию.    После революции 1917 года церковь была отделена от государства и находилась под негласным запретом. Выросли поколения, не знакомые с наследием         предков - православной          религиозной            культурой.  Сегодня, когда мы вновь осознали значение православной веры в нашей жизни, для многих стало очевидным, что религия содержит богатый опыт   духовно- нравственного воспитания.

        Именно религия дала человеку основы морали, правовых отношений, определяла ход истории и образ жизни людей из поколения в поколение, являясь при этом носительницей общечеловеческих, общемировых ценностей.

        Нравственно – православные принципы, основанные на любви к Богу и ближнему, на гуманном отношении к человеку, на послушании родителям и уважении старших, на отношении к ребенку как дару Божьему, на осознании неповторимого дара жизни обладают неоценимыми образовательными и воспитательными возможностями, особенно сегодня, когда крайне неблагоприятным является социальный фон в современной России. Жизнь большинства молодых людей проходит между телевизором и компьютером, многие оказываются во власти спиртного, наркотиков, попадают под влияние сект.           

      Среди молодежи наибольшей ценностью является свобода личности, однако она часто понимается как вседозволенность. Возрастает, зачастую в искаженном виде, религиозность, интерес к мистике. Молодежные дискотеки часто способствуют проявлению самых низменных инстинктов.  

      Задача библиотеки - дать юношеству представление об этических нормах и помочь формированию нравственного здоровья. В школе и дома от подростка что-то все время требуют. И лишь в библиотеку можно прийти просто так, посмотреть журнал, пообщаться.      

 Золотое правило нравственности - «Относись к другим так, как бы ты хотел, чтобы другие относились к тебе». Библиотекарь, работающий с юношеством должен быть примером уважительного отношения к личности.  Учитывая, что в нашей стране  этические христианские традиции складывались на протяжении тысячи лет, а исторически сложившейся религией русского народа является православие, библиотекари, при формировании книжных фондов и определении тематики мероприятий этого направления должны отдавать предпочтение литературе православного содержания, но при этом уделять внимание другим религиям мира, материалам о различных конфессиях и сектах, т.е. соблюдать плюрализм, демократию, многоконфессиональный подход.     

 В работе с литературой религиозной тематики необходимо делать акцент на ее нравственные, историко-культурные, этнографические и философские аспекты. Необходимо так же соблюдать меру, пропагандируя литературу духовного содержания не больше, чем по иным отраслям и в комплексе с литературой художественной, философской, исторической, по искусству.                                            

 Проводя мероприятия духовной тематики, библиотекари не должны стремиться сделать библиотеку подобием молитвенного дома, не гоняться за церковной атрибутикой. Используя и рекомендуя читателям литературу религиозного содержания, библиотекарям необходимо преследовать общепросветительские цели.     

Рекомендуемые названия мероприятий православной тематики:

«Духовной жаждою томим», «О дорогом, о тайном, о былом», «Священное, доброе, вечное», «Воспитание духовности», «Благодатный мир духовной жизни»,«Добрые слова», «Дороже серебра и злата: школа вежливых наук», «Возвысим душу до добра», «Духовная палитра», «Душа по капле собирает свет», «Лучики надежды», «Мне через сердце виден мир», «Мир глазами души», «Проснись, душа!», «Тропа к духовным родникам», «Чтоб силу верой обрести»  и др.        

      Особое значение имеет организация Клубов по интересам. На таких заседаниях можно рассматривать различные темы, которые выбирают члены того объединения, которые им близки и интересны. Такие заседания проводятся в виде огоньков, посиделок, круглых столов.   

 В этой связи трудно переоценить значение клуба «Православная семья», который можно создать в библиотеке. Состав участников может быть таким – это дети и студенты, рабочие и служащие, пенсионеры.   Особый интерес вызывают занятия диалоговой формы (дискуссии, семинары по вопросам семейных отношений, впечатления о паломнических поездках, круглые столы), а также лекции священнослужителей.   Для подготовки занятий целесообразно использовать справочную литературу (словари, энциклопедии и т.д.), новую литературу по истории, культурологи,             философии.

 Темы, обсуждаемые на занятиях клуба могут быть разнообразны: «Трудолюбие и терпение», «Здоровье семьи», «Государственная символика России: История и современность», «Защита Отечества – гражданскопатриотический долг», «Православные праздники» и др.  В подготовке и проведении занятий клуба необходимо активное участие: православных священников, преподавателей, психологов, врачей, поэтов.

 Духовно-нравственное воспитание на основе православной традиции – это воспитание добра, смирения, незлобливости, правды. У предков ценились такие качества, как бережливость, нестяжательство, трудолюбие, совестливость.

Главные             задачи            занятий            клуба            «Православная            семья»:

- научить                     людей                     жить                     духовной                      жизнью, 

- показать                                                 красоту                                                  православия,

- продвижение принципов православия.                                              

 И пусть не каждый обретет веру, но интерес к духовной жизни у членов клуба появится обязательно.


        Важнейшую идею возрождения самосознания и возвращения православных народов к своим духовным истокам несут праздники славянской письменности и культуры. Они дают возможность современникам заглянуть в глубины истории, осмыслить величие вклада славянской культуры в сокровищницу духовного развития человечества. В Дни славянской письменности и культуры  необходимо широко рекламировать книжные богатства, выходить на радио, в прессу, организовывать беседы и выставки книг по истории книжного дела, например: «Как жемчуг русское слово», «Войди в храм слова»,  «Века бессильны перед словом», «На общей славянской поляне»,  «Слушаю русское слово», «Живое слово мудрости духовной», «Свет под книжной обложкой», «Перелистни страницы книги православной»,и др.    

        Библиотеки чаще должны выступать в качестве центров межличностного общения и культурного досуга, поводом становятся праздники народного и православного календаря. Необходимо поддерживать установившуюся  традицию организации посиделок, вечеров и часов общения: «Святое Рождество нам счастье принесло», «Там, где светит Вифлеемская Звезда», «О торжестве Пасхи возвестят колокола», «Пасха светлая, Пасха красная», «Купола церквей сверкают, куличи освещены» /Пасха/, «Торжество из торжеств» /Пасха/, «Пасхальный перезвон», «День Троицы нам тайны открывает», «Гуляй на Святки без оглядки», «Пришел Спас – всему час», «Рождественский калейдоскоп», «Рождество –семейный праздник», «Сретенье Господне», «В Воскресенье Вербное», «Святая Троица», «Веселись, честной народ, Масленица к нам идет»  и т.д.    

        В современном мире наравне с традиционной книжной формой информация поступает и в электронном виде, через компьютерные сети, Интернет. Развитие информационно – компьютерных технологий идет настолько быстро и настолько ускоряет процесс передачи информации, что современное общество уже не сможет существовать, отказавшись от него. Компьютер – это реальность сегодняшней библиотеки. Каждый человек сегодня должен уметь не просто ориентироваться в Интернете, но, формируя и защищая свои духовно – нравственные позиции, знать, какие сайты в сети посещать, а какие – нет. Перед современными библиотекарями стоит задача не только содействовать в выборе книг, но и стать путеводителем в электронном мире информации, помогая пользователям в поиске и выборе информации в Интернете. Защитой от негативной информации поступающей из Интернета, средств массовой информации может служить собственное внутреннее чувство нравственности, помочь выработать которое должна библиотека, информируя, рассказывая, предлагая материалы о духовно – нравственных ценностях, идеях, людях.

        Работу по духовно-нравственному воспитанию библиотекарям необходимо рассматривать не как кратковременную компанию, она должна находиться постоянно в поле зрения библиотекарей и проводиться систематически.

​​​​​​​